Кэрролл, Джонатан Сэмуэль [Carroll, Jonathan Samuel]

Джонатан Кэрролл [Johnatan Carroll]Джонатан Кэрролл родился 26 января 1949 года в Нью-Йорке. Его отец писал сценарии для кинофильмов ([The Hustler] (1961), [A Big Hand for the Little Lady] (1966)), а мать работала актрисой на Бродвее и снималась в фильмах [An Angel Comes to Brooklyn] (1945), [New Faces] (1954). Идея первого рассказа пришла Кэрроллу в голову еще когда он учился в школе. "Это было про старую женщину, жившую в Нью-Йорке, очень одинокую и про то как она решила завести собаку, - вспоминал позже писатель. - И в конце истории она убивает собаку, просто потому что собака сделала что-то расстроившее ее". После окончания школы Кэрролл поступил в Rutgers University и 19 июня 1971 года женился на актрисе Beverly Schreiner. В дальнейшем он продолжил обучение в Университете Вирджинии и преподавал английский язык в академии городка Хикори (Hickory) в Северной Королине, а потом в одной из школ Сент-Луиса. В октябре 1973 года в Cimarron Review появилось эссе [Reading My Father's Story] в котором Кэррол рассказывал о работе своего отца, а еще через три года, в мае 1976 увидел свет рассказ [The Party at Brenda's House]. Его действие происходит в городке Доббс Ферри, где писатель жил в 1968 году. Эта пятистраничная история наглядно продемонстрировала особенности прозы Кэррола, в которой слиливаются воедино автобиография и вымысел, мейнстрим и фантазия. Первый роман Джонатана Кэрролла -"Страна смеха" [The Land of Laughs] был издан в 1980 году и, как позже писал Майкл Суэнвик: "был встречен любителями фэнтези с энтузиазмом, но и мэйнстрим принял его как родного". Главный герой романа - школьный учитель, исследует факты биографии любимого писателя и неожиданно для себя открывает, что писатель этот был кем-то большим, чем просто выдумщиком детских историй... "Страна смеха" и по сей день остается одним из самых популярных произведений писателя, получив, спустя девять лет после первого издания Apollo Award'89. Следующий роман писателя - "Голос нашей тени" [Voice of Our Shadow], изданный в 1983 году, хотя его главным героем также был писатель, существенно отличался от предыдущего, прежде всего гораздо более мрачной атмосферой и многочисленными приемами типичными для жанра ужасов. Роман был признан не менее удачным, чем первый и критики поспешили занести Кэрролла в ряд писателей специализирующихся на романах ужасов. Сам писатель, однако, имел на этот счет другие планы: "Мой издатель из Англии предложил мне кучу денег за большой роман-"хоррор". Единственное требование - он должен был быть длинным и пугающим. Написание романа в 300 страниц занимает у меня почти год. Они хотели 600 страниц и это отняло бы у меня по меньшей мере два года. Глазные яблоки на полу и кровь на стенах в течении двух лет в моей голове - это слишком, так что я сказал "нет". После нескольких рассказов Кэрролл выпустил свой третий роман - "Кости Луны" [Bones of the Moon]. Его также упоминает в своем эссе "В традиции", посвященном книгам жанра "hard fantasy" Майкл Суэнвик: "Кэррола отличает не только внимание к чувственным деталям. Фантастический мир Рондуа, куда его героиня Каллен Джеймс попадает в сериале продолжающихся снов, ярок, как иллюстрации из классических детских книг. И даже второстепенные детали этих сновидений пробуждают глубинную память... В своих снах Каллен, вместе с сынишкой Пепси - от которого в "реальном" мире она избавилась, сделав аборт, - с волчицей Фелиной, верблюдом Марцио и Мистером Трейси, собакой в широкополой фетровой шляпе, отправляется в поход на поиски пяти Лунных костей. В своей жизни наяву она страдает, любит, выходит замуж, снова страдает, находит новых друзей - и сталкивается с последним ужасом там где пересекаются реальность и сны". Следующий роман [Sleeping in Fame] (1988) косвенно связан с предыдущим и даже носит подзаголовок второй книги цикла "Трилогия Рондуа" [The Rondua Trilogy]. Его издание, вкупе с успехом рассказа [Friend's Best Man], получившего World Fantasy Award, позволил критикам на этот раз занести Джонотана Кэрролла, ранее все же более известного, как мастера пишущего на стыке мэнстрима и ужасов, в ряды писателей фэнтези. А окончательно закрепила за Кэрролом репутацию "твердого фэнтезийщика" (автор старательно отвергает и этот титул) книга "Дитя в небе" [A Child Across the Sky], вышедшая в 1989 году и, казалось бы, завершившая трилогию о Рондуа, но два года спутя последовала книга "За стенами собачьего музея" [Outside the Dog Museum], получившая British Fantasy Award, а затем [After Silence] (1992), прохладно встреченный в Америке и гораздо более приветливо в Европе; [From the Teeth of Angels] (1994) - выросший из переработанного рассказа [The Moose Church], опубликованного двумя годами ранее в антологии ужасов... И еще - повесть [Black Cocktail] (1990). Так с годами трилогия переросла в целую вселенную где герои одних книг неожиданно появляются в других, совершенно непохожих на предыдущие.

Второй цикл романов Джонотан Кэрролл начал книгой "Поцеловать осиное гнездо" [Kissing the Beehive] (1998). Герой этого романа, переживающий творческий кризис писатель, возвращается в поисках вдохновения в родной городок - Крейнс-Вью, чтобы написать документальную книгу об убийстве девушки, труп которой он вместе со школьным приятелем обнаружил в реке много лет назад. Несмотря на разбросанные по тексту элементы мистики книга относится к жанру классического детектива, а в "полный рост" мистика появляется в последующих двух романах о Крейнс-Вью: наиболее близкой в творчестве Кэррола к жанру "вампирского романа" книге "Свадьба с палочками" [The Marriage of Sticks], которая была удостоена престижной хоррор-премии Bram Stoker Award и [The Wooden Sea], где благодарных читателей ожидает никак не желающая оставаться под землей мертвая собака, встреча с инопланетянами и выяснение способа разбудить Бога.

Кэрролл успешно продолжает работать в жанрах фэнтези, хоррора, мэнстрима и научной фантастики, периодически публикуя свои произведения в журналах "Omni", "Wierd Tales" и других. Авторский сборник рассказов писателя [The Panic Hand], был удостоен Bram Stoker Award и номинировался на World Fantasy Award'96.

А Решение Кэрролла стать простым учителем английского языка привело его сначала в Тегеран, затем в Бейрут, а потом - в Американскую Интернациональную Школу в искренне любимой писателем Вене (Австрия), где он продолжает работать и по сей день.

"Я никогда не знаю что произойдет с персонажами. Прямо сейчас я пишу сцену, когда женщина и ее приятель завтракают. Внезапно женщина вскакивает и говорит, что они должны уйти потому что надвигается что-то страшное. Ее приятель бежит за ней, спрашивая куда они идут и что должно произойти. Но я не знаю ни куда они направились, ни почему ушли. Честно. Я просто позволяю им идти и смотрю к чему это приведет. Мне нравиться писать как бы под давлением. Если мои книги пользуются успехом, так это потому что читатель чувствует, что персонажи, принимая какие-то решения действительно не знают, что случиться дальше. Потому что это действительно случиться только когда я доберусь до следующего эпизода в истории. Что там будет дальше? Кто знает? Давайте посмотрим..."

Официальный сайт Джонотана Кэрролла: http://www.jonathancarroll.com