Гейман, Нейл Ричард [Gaiman, Neil Richard]

Английский писатель-фантаст Нейл Гейман родился 10 ноября 1960 года в Портсмуте (Великобритания). Его отец был бизнесменом, мать работала фармацевтом. После окончания школы в 1977 году Гейман отказался от возможности получить высшее образование в пользу журналистики. Однако прошло целых шесть лет прежде чем его первая профессиональная публикация - интервью с Робертом Сильвербергом, опубликованное в английском издании журнала "Penthouse" в 1984 году. В мае того же года увидел свет первый рассказ автора - "Featherquest" напечатанный в "Imagine".

В 1985 году Гейман решил заняться комиксами, делом, которое к тому времени, мягко говоря, находилось в довольно плачевном состоянии. Он купил пару книг рассказывающих о принципах создания комиксов и познакомился с Аланом Муром, который дал ему ряд практических советов. Первой пробой Нейла на этом поприще стал выпуск №488 комикса "2000AD", вышедший в 1986 году. Несколько лет Гейман совершенствовал свои навыки, попутно выпустив графический роман "Violent Cases" (вместе с художником Дейвом МакКином) и публицистическую книгу "Don't Panic: The Official Hitch-hiker's Guide To The Galaxy Companion" - великолепное исследование посвященное творчеству английского писателя-фантаста Дугласа Адамса. Merrilee Heifetz, литературный агент Геймана (она также работала с такими именитыми авторами, как Брюс Стерлинг и Лорел Гамильтон) вспоминала, что Гейману удалось получить за "Don't Panic" внушительный гонорар - больше, чем кто-нибудь мог предположить, и тогда он сказал ей, что сейчас он пишет комиксы, но когда-нибудь будет писать и романы.

После трех лет практики в чужих проектах Нейл Гейман решает попробовать свои силы в создании оригинальной серии комиксов. Для этого он берет порядком подзабытого героя ужастиков 30-х годов и в 1989 году появляется первый номер комикса "Sandman". Издателем его стало издательство DC (Detective Comics), основанное в 1937 году и создавшее таких сверхпопулярных героев, как Супермен и Бэтмен. Гейман не особенно надеялся на успех своего детища, но это был как раз тот случай, когда он ошибся. "Sandman" стал пользоваться невероятной популярностью расходясь многотысячными (а позже и миллионными) тиражами. В 1991 году девятнадцатый выпуск "Sandman" завоевывал даже World Fanatasy Award - это был первый в истории случай, когда престижную литературную награду дали комиксу. (Надо отметить, что за время своего существования "Sandman" получил массу призов и наград, названия которых что-то скажут лишь ценителям комикс-индустрии, каковых в нашей стране маловато. Зато все знают компанию Warner Brothers, которая буквально выцарапала у конкурентов право снимать по мотивам серии высокобюджетный блокбастер. Сам Геймен впрочем скептически отзывается о возможности хорошей экранизации, говоря, что еще не видел ни одного хорошего варианта сценария и подчеркивая, что более 2000 страниц о приключениях его героя невозможно уместить не только в 100-минутном фильме, но и даже кинотрилогии сравнимой по масштабу с "Властелином колец").

В 1990 году Нейл Гейман вместе с Терри Пратчеттом выпустил роман "Добрые предзнаменования" [Good Omens: The Nice And Accurate Prophecies Of Agnes Nutter, Witch] - юмористическую историю о грядущем... Конце Света. Книга 17 недель продержалась в списке бестселлеров "Sundy Times". Примерно в это время сверхуспешного создателя комиксов начали посещать мысли о смене рода занятий.

"Был период - восемь или девять лет, когда я работал очень много как писатель комиксов. И я очень хорошо это делал. С другой стороны, - рассказывает Нейл Гейман, - когда я писал "Sandman", то существовало еще множество вещей, которые я хотел сделать, но у меня не было на это времени".

Еще несколько лет Гейман старательно выкраивал время между очередными выпусками приносящих деньги комиксов (среди них были три части "Death: The High Cost of Living" - первая из которых разошлась тиражом в триста тысяч экземпляров и была куплена Warner Brothers для экранизации, а также выпуски "Batman", "Spawn" и др.), чтобы заниматься другими, более интересными ему вещам: он написал еще несколько графических романов, работал для телевидения над сериалом "Neverwhere", создал сценарий одного из эпизодов сериала "Вавилон - 5" и английским вариантом перевода культового японского мультфильма "Princess Mononoke" за что был номинирован на Nebula Award.

Работа для телевидения вдохновила Геймана на написание новой книги - романа "Neverwhere" (1996) основанного на мотивах одноименного телесериала. Этот готический хоррор о мрачных и сырых лондонских подземельях получил весьма благоприятные отзывы и был номинирован на British Fantasy Award, Bram Stoker Award и Mythopoeic Award.

"Я начал ценить свои кошмары, когда писал Сэндмана, - рассказывал Нейл Гейман. - И мне кажется, любой, кто пишет что-то, что содержит в себе чуть-чуть хоррора, или хотя бы чуть-чуть странности или испорченности... В какой-то момент ты просыпаешься и думаешь: "Ооо, это было ужасно! Это было кошмарно!! Все эти штуууки и то, как они... Когда я взглянул в зеркало, и черви начали вылезать у меня из груди и... Да, это просто здорово! Я обязательно это использую!"

В 1997 году Гейман написал свою первую книгу для детей - графический роман "The Day I Swapped My Dad For Two Goldfish", а чуть позже последовала "Звездная пыль" [Stardust] - сказочная история про фей предназначенная уже для подростков и удостоенная в 1999 году Mythopoeic Award. Первоначально она была издана в четырех частях с иллюстрациями (поэтому в соавторах значится художник Чарльз Весс), а потом вышла одним томом, уже без картинок.

"И когда я ее закончил, - вспоминает Гейман, - я послал рукопись своему редактору в Avon и сказал ей: "Здесь кое-что, что я думаю тебе будет приятно прочесть"... А потом был телефонный звонок от нее: "Мне это понравилось! Я действительно хочу ее опубликовать и могу отослать ее издателю, но есть одна проблема: он ненавидит фэнтези". Так что на следующее утро зазвонил телефон и это был издатель, который сказал: "Во первых - я ненавижу фэнтези. Во вторых - мне понравился "Sturdust". Мы ее опубликуем и откроем ей Spike Books". И я сказал: "Ладно. А что такое Spike Books"? А он ответил: "Spike Books" - это наша книжная серия о поп-культуре!" Я сказал: "Ладно. Но почему сказочная фэнтези о Викторианской Англии относиться к поп-культуре?!" И он сказал: "Потому что ее написал ты".

Но как ни старался Гейман написать детский роман было ясно, что его тяга к хоррору слишком велика. В "Звездной пыли" присутствуют сексуальные сцены, а сборник "детских" рассказов "Дым и зеркала" [Smoke And Mirrors] вышел таким мрачным, что даже номинировался на Bram Stoker Award.

В 1992 году писатель перебрался на новое место жительства, уехав из Англии в Соединенные Штаты. Отчасти это было связано с тем, что жена Геймена - американка, отчасти - примером Дугласа Адамса, который тоже перебрался из Англии в Санта-Барбару, отчасти же - мечтой Нейла о... доме.

"Я сказал своей жене, что хотел бы жить в доме из фильма "Семейка Адамсов", - объяснял он. - В Англии вы такого не найдёте! Вы можете найти настоящий тюдоровский дом, построенный настоящими Тюдорами в тюдоровские времена, но чего вам никогда не достать - так это правильного, честного дома из "Семейки Адамсов". Мне хотелось викторианской готики. Чего-то такого, от чего реально мурашки по коже. Мне хотелось башню. Так что я начал искать, и тут же нашёл. Вот ещё одна прекрасная черта Америки. Они такие вещи просто выбрасывают! И они выглядят так клёво! Это настоящая американская готика! Леденящая душу! Каждый год, на Хеллоуин мы ставим на стол разные хеллоуинские сладости и выкладываем на порог стопку комиксов. И каждый раз мы выкидываем и сладости и комиксы, потому что дети просто боятся подходить к нашему дому. За все эти годы не подошёл ни один!"

Вскоре после переезда Гейман выпустил еще один, самый знаменитый его роман - "Американские боги". Будучи свежеиспеченным эмигрантом писатель удивительно точно уловил свои ощущения и описал их в фэнтезийной истории противостояния эмигрировавших в Америку богов Старого Света с новыми, недавно появившимися силами - богами телевидения, интернета, телефона... Но самое главное, то что Гейман не написал очередной фэнтези-эпик о схватке божественных сил, он ухитрился описать все происходящее с точки зрения человека-американца по имени Шэдоу (Тень), отсидевшего в тюрьме, потерявшего родных и ставшего спутником господина которого зовут Среда (он оказывается скандинавским богом Одином). Путешествие Шэдоу и Одина по Америке Геймен облек в форму классического дорожного романа и получил за это премии Bram Stoker и Hugo, а также массу престижных мест в номинационных списках.

В 2002 году увидела свет еще одна знаковая работа писателя - роман [Coraline], который критики охарактеризовали определением: "Алиса в Стране Чудес, написанная Стивеном Кингом". Сейчас Нейл Гейман живет в Америке вместе с женой и детьми. Он работает над новой книгой, рассматривает предложенные варианты экранизаций его работ и каждый день отвечает на вопросы в своем сетевом дневнике на официальном сайте.

В 2005 году Нейл Гейман вернулся к вселенной "Американских богов" в романе "Anansi Boys".