Оригинал текста - http://warrender.narod.ru/tonkrules.html
Данные правила были любезно предоставлены Джоном П. Спено (John P. Speno) speno@swarthmore.edu


Начало: Для игры нужна стандартная колода для покера с 52 картами. Каждому игроку сдается пять карт. Остальные карты откладываются в колоду из которой в дальнейшем вы будете брать новые карты - я буду называть ее "неиспользованной колодой". Верхняя карта, из неиспользуемой колоды, кладется картинкой вверх рядом с неиспользуемой колодой - это будет "куча". Определяются ставки. Это может быть все что угодно.

Игра: Сразу после раздачи карт игроки проверяют их на Тонк. У игрока Тонк, если сумма очков его карт равна 15 или меньше, или больше 48, т.е. 49, 50. Каждая карта с картинкой (Валет, Дама, Король) равняются 10 очкам, Туз - 1 очко, все остальные карты имеют свое номинальное значение, т.е. Тройка Пик равна трем очкам. Если у игрока Тонк, то он должен вопить "Тонк!" и выложить карты на стол, чтобы показать их другим игрокам. Каждый из игроков не имеющих Тонк должны оплатить игроку(ам) имеющему Тонк удвоенную ставку (относительно своей ставки). Если ни один из игроков не имеет Тонк, то игра переходит к игроку сидящему слева от сдающего. Тонком считается раскладка, сразу после сдачи карт. В дальнейшем сумма очков карт может быть меньше 15 и больше 48, но это уже не Тонк.

После раздачи карт у игрока есть два варианта поведения на выбор:

Первое: Открыться и попытаться выиграть игру. Чтобы открыться, игрок открывает свои карты и объявляет сумму очков своих карт. Если у игрока самое маленькое количество очков, то он выигрывает, и все остальные игроки оплачивают ему ставку. Однако если у игрока, открывшего карты, количество очков не меньше всех - то он обязан оплатить каждому игроку, который имеет равное или еще меньшее количество очков, двойную ставку (ставку того, у кого меньше или столько же). Остальные должны оплатить человеку (или людям, если их несколько) с самым маленьким количеством очков обычную ставку (ставку того, у кого меньше или столько же).

Второе: Если игрок не открылся, то он должен взять или верхнюю карту из неиспользованной колоды или верхнюю карту из кучи. Если у игрока набралась группа из трех или четырех карт одного номинала или у него группа из трех или более карт одной масти, идущих по возрастанию (Туз, [один], двойка ... десятка, валет, дама, король, туз), то он может выложить эту группу карт перед собой. И очки от этой группы карт не прибавляются к его очкам в момент подведения итогов. Также игрок может добавлять свои карты той же масти к уже выложенным на стол группам карт этой масти, причем добавлять он может с обоих концов этих групп карт, и он может добавлять свои карты к группам карт одной масти других игроков. Игрок не может добавлять свои карты к трем картам одного номинала, уже лежащим на столе. Если игрок сумел избавиться от всех своих карт в течение захода - то он победил и все остальные игроки оплачивают ему ставку. Если карты остались, то игрок должен сбросить одну карту в кучу. Если у него после этого не осталось карт - то он победил. Если он не победил - игра переходит к следующему игроку.

Примеры из игры
"ч"- черви, "п"- пики, "т"- трефы (крести), "б"- бубны (буби), "В"- Валет,

"Д"- Дама, "К"- король, "Т"- туз

Костоправ, Гоблин, Ильмо.

После раздачи карт:

Костоправ: 10п 8б 8ч 5п 4т = 35

Гоблин: Кт 10т 3т 2п Тч = 26

Ильмо: Дч 8т 6б 2б 2т = 28

куча: 5т

После того, как Ильмо раздал карты, все проверяют Тонк - на этот раз его ни у кого нет. Костоправ не хочет 5т из кучи и он тянет из неиспользованной колоды 6п и скидывает в кучу 10п. Гоблин берет Тт и сбрасывает в кучу Кт. Ильмо берет 7п, сбрасывает Дч. Теперь игроки имеют:

Костоправ: 8б 8ч 6п 5п 4т = 31

Гоблин: 10т 3т 2п Тч Тт = 17

Ильмо: 8т 7п 6б 2б 2т = 25

куча: Дч

Костоправ берет 8п, что дает ему три карты одного номинала (8б, 8ч, 8п). Он выкладывает восьмерки на стол и скидывает в кучу 6п. Гоблин ворчит о удаче Костоправа и берет 3п. Тогда он скидывает 10т. Ильмо берет 7ч и скидывает 8т. Теперь игроки имеют:

Костоправ: 5п 4т = 9, на столе: 8б, 8ч, 8п

Гоблин: 3п 3т 2п Тч Тт = 10

Ильмо: 7п 7ч 6б 2б 2т = 24

куча: 8т

На следующем ходу Костоправ говорит, что вскрывается с 9 очками. Он побеждает, так как его общее количество очков меньше, чем у Гоблина или Ильмо. Они оба выплачивают Костоправу его деньги.

Второй пример
Здесь мы имеем следующие позиции, после того как прошло несколько партий.

Костоправ: Дт 10п 9п 6ч 5ч = 40

Гоблин: Вт 10т 4п 4т Тп = 29

Ильмо: 8п 7ч 5б 2б Тб = 23

куча: Дб

Костоправ берет Вп и откладывает на стол Вп, 10п, 9п. И скидывает Дт. Гоблин берет Дт, сброшенную Костоправом в кучу, и откладывает на стол Дт, Вт, 10т, и скидывает 4п. Ильмо берет 10ч, откладывает 8п к группе карт, отложенных Костоправом (Вп, 10п, 9п), и скидывает 10ч. Теперь игроки имеют:

Костоправ: 6ч 5ч = 11, на столе: Вп, 10п, 9п + 8п(Elmo)

Гоблин: 4б Тп = 5, на столе: Дб, Вб, 10б.

Ильмо: 7ч 5б 2б Тб = 15

куча: 10ч

Костоправ не думает, что сможет выиграть у Гоблина так как он видел, что тот отказался от четверки, так что он берет 9ч, которые ему бесполезны - так что он их скидывает. На этом ходу Гоблин открывается и выигрывает. Ильмо проклинает его удачу.